Японская церемония чаепития: красота кроется в деталях

О церемонии японского чаепития чадо наслышан каждый знаток Страны восходящего солнца. И вполне возможно, принимал в ней участие. Этот ритуал является квинтэссенцией традиционной японской культуры, символом изящества и наследием мудрых предков.

Тем не менее, насколько хорошо нам известно о происхождении японской чайной церемонии и о том, какие аксессуары для неё необходимы? 

У истоков древней традиции

Первое свидетельство о церемонии чаепития в островной стране относится к IX веку, когда Япония вела активный обмен с корейскими и китайскими соседями. 

Первые чайные листья были завезены из Китая буддийским монахом Сайчо, основателем школы Тендай. Напиток был высоко оценен японцами, и вскоре чайные плантации появились практически повсюду на архипелаге. Однако особый сорт зелёного чая матча стал известен лишь в XII веке. Его привезли японские монахи по возвращении из Китая, где получили посвящение в храмах «чань» («дзэн» в Японии). Наиболее известен среди них мастер дзэн Эйсай (1141-1215) основавший одну из главных школ японского дзэн-буддизма Риндзай.

Как и рамен, чай матча, столь важный для японской культуры, изначально являлся плодом иностранного влияния.

Поначалу монахи были единственными в Японии, кто наслаждался богатым кофеином напитком. Он помогал им сохранять бодрость в течение долгих часов медитации. Затем, в XIII веке, ритуал чайной церемонии покорил класс самураев, которые увидели в нём способ воспитания духа в строгом следовании традициям и концентрации. Осваивая чайную церемонию, самураи желали стать достойными представителями королевского двора, знающими толк в аристократической культуре. Именно правитель (сёгун) Асикага Йошимаса (1435-1490) возведет чайную церемонию в  ранг высокого искусства.

Для церемонии чаепития самураи применяли дорогую, богато украшенную утварь, привозимую торговцами из Китая. В противопоставление помпезной и роскошной церемонии для знати, в XV веке монах Мурата Шуко (1423-1502) предложил минималистичную эстетику ваби и установил новые правила, предписывающие строгую последовательность действий в церемонии. Этим правилам следуют до сегодняшнего дня. Ритуал приближает практику чадо к медитативному упражнению дзэн-буддизма. 

4 принципа ритуала: гармония, уважение, чистота и безмятежность

С начала XVI века церемония чаепития распространилась на все слои общества, от самых богатых до самых бедных. Монах Сен-Но-Рикю (1522-1591) определил 4 принципа ритуала: гармония, уважение, чистота и безмятежность. 

Каждая встреча за чашкой чая уникальна. Мы должны насладиться настоящим моментом с уважением к природе и каждому из гостей, поэтому количество участников лучше ограничить. На этой встрече все равны, независимо от ранга и положения в обществе.

Аксессуары для чайной церемонии

Философия дзен, подразумевающая глубокое сосредоточение и медитацию, ощутимо пронизывает чайную церемонию. Утварь для чадо олицетворяет Природу своим материалом (дерево, глина) и изящной простотой дизайна.

Самым необходимым аксессуаром ритуала является чаша чаван. Согласно правилу, керамическая чаша для чаепития должна быть ручной работы. Сохранившиеся до наших дней первые чаши чаван представляют большую ценность, некоторые из них удостоены звания Национального сокровища.

В зависимости от времени суток, выбранного сорта чая и типа церемонии чайный мастер выберет подходящую чашу, более или менее глубокую…

На фотографии выше чаван располагается на квадратной салфетке из шёлка фукуса, которая используется для протирания чайной коробки часаку.

Слева от чаши находится тясэн. Это венчик, сделанный из единого куска бамбука, которым смешивают воду и чайный порошок. Этот предмет очень хрупок. Его чаще всего располагают на наоши, керамической подставке в форме колокольчика. Износившийся старый тясэн никогда не выбрасывают в мусор! После нескольких месяцев или лет службы, в знак уважения к этому важному инструменту в их работе, мастера предадут его огню в храме, где раз в год им посвящается специальная церемония.

Чай, предварительно измельченный в порошок и просеянный, содержится в небольшой лакированной деревянной коробочке «нацумэ». Нацумэ используют, когда подаётся легкий чай. Для густого чая мы используем «ча-ирэ», в этом случае коробочка должна быть керамическая.

Рядом с ней вы найдете «тясяку», маленькую ложку для дозировки чайного порошка, который добавляется в чашу чаван. Как и тясэн, тясяку изготовлен из бамбука.

Наконец, «хишаку», длинный бамбуковый ковш, с помощью которого наливают воду из чайника в чашу. Он выглядит подобно ковшам для омовения, которые можно увидеть у входа в храмы и святыни в Японии.

Еще один объект, которого нет на этой фотографии, — «шакин». Это льняная ткань, которой мастер будет вытирать миску во время церемонии.

В комнате, где проходит чайная церемония, у мастера есть чайник «кама», в котором подогревается вода высокого качества для смешивания с чаем. Также понадобится сосуд с холодной водой «мизусаши» и пустая чаша «кенсуи» для ополаскивания посуды. Всё действо совершается на коврике татами.

Проведение церемонии шаг за шагом

В идеале, чайная церемония проводится в специальном чайном домике «тясицу» с изящным и лаконичным декором. Дорожка к тясицу ведёт через сад, в котором гостям предстоит отрешиться от мирских забот и наслаждаться красотой природы. У входа гостей встречает хозяин, происходит сдержанный обмен приветствиями. В расположенном в саду каменном колодце гостям предлагают зачерпнуть ковшиком воды, чтобы омыть лицо и руки, прополоскать рот перед входом в чайный домик. Это действие служит символом духовной и телесной чистоты.

Дверь в тясицу  невысокая, чтобы гости склонились при входе. Это означает, что все входящие смиренны и равны.

В прошлом, самураям, составлявшим высшую касту общества, предписывалось оставить свой меч у дверей. Чайный домик символизировал зону мира и спокойствия, и полного воздержания от политических дискуссий.

В комнате, где проходит церемония, ровно четыре с половиной татами. В нише «токонома» мастер повесит свиток с изречением по случаю встречи и разместит сезонную цветочную композицию «шабана».

Перед началом церемонии, в её длинном варианте, гостям может быть подана лёгкая еда «чакаисеки». В короткой версии, мастер предлагает гостям сладости «омогаси», которые те принимают на принесённой с собой бумаге «кайши». Сладости предназначены для балансирования горечи чая.

На протяжении всей церемонии гости сохраняют молчание. Атмосфера чайного домика, движения и звуки, издаваемые мастером во время церемонии, способствуют расслаблению и медитации.

Мастер приносит необходимые аксессуары и приступает к их чистке (символически). Каждый из его жестов очень точен. Ничто не оставлено на волю случая: как двигаться по татами по прибытии, как сложить фукусу, расположение и порядок, в котором используются чайные аксессуары, —  всё подчиняется строго прописанным правилам от начала и до конца церемонии.

Вот мастер отмеряет дозу порошка матча в соответствии с густотой чая, который он хочет подать. Затем добавляется горячая вода. С помощью венчика мастер смешивает воду и порошок, энергично взбивая, пока на поверхности чая не появится стойкая матовая пена.

Подготовленная чаша чаван с поклоном подается первому гостю.

Время дегустации!

В свою очередь, гость должен следовать определенному ритуалу. Он кладёт фукусу на левую ладонь, берет чашу в правую руку, затем осторожно переносит ее на левую ладонь. Приподнимает вверх, чтобы воздать благодарность мастеру. Перед тем, как поднести чашу к губам, он дважды поворачивает её по часовой стрелке, чтобы не пить с лицевой стороны. Кивнув следующему по порядку гостю, он делает 3 маленьких глотка и вытирает салфеткой край чаши, где он пил. Далее, чаван передаётся следующему гостю обеими руками (если предполагается, что все гости будут пить чай из одной чаши). Если же чай разливается в отдельные чашки, гость возвращает её мастеру. Церемония заканчивается, когда все гости попробовали чай, и мастер вымыл посуду.

Только в этот момент — и не раньше! — завязывается разговор между мастером и его гостями.

Во время беседы гости могут задавать мастеру вопросы об истории посуды, которая использовалась в чайной церемонии. Очень уместным будет выражения восхищения простыми и изящными аксессуарами чадо.

Затем мастер собирает предметы чайной церемонии, непременно извиняется и уходит. Гости следуют за ним. Так оканчивается церемония.

С подачей лёгкой еды, церемония может длиться до 4 часов. Если подается только чай, это время сокращается до получаса.

Превращённое в ритуал действо чаепития, по словам японцев, должно сохраниться в памяти как «искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя», не оставив никаких внешних следов.

Добавить комментарий