Встреча Нового года в Японии: всё совсем не так, как вы думали

Ошогатсу, японский Новый год, который отмечается 1 января, является одним из самых важных праздников в Японии. Это особое время года, которое жители Страны восходящего солнца проводят в кругу семьи, в соблюдении многовековых сложных и богатых традиций. Забавно наблюдать репортажи о встрече Нового года в западных СМИ, которые направляют несколько камер в ночное небо 31 декабря в надежде увидеть прекрасные фейерверки … Какая грубая ошибка! Разумеется, некоторые бары в Токио открыты для посетителей, среди которых множество иностранцев, кто-то запускает дюжину петард здесь и там. Но это скорее следование моде на фоне западнечества Японского архипелага, а вовсе не японский Новый год. Короче говоря, традиции гораздо богаче и сложнее, чем мы себе представляем. Подготовка к празднику начинается в конце декабря, и эта часть «торжеств» называется «Ненмацу но осодзи», что буквально означает «чистка в конце года». Вычищается каждый уголок в доме, выветриваются и выбиваются татами… Дома, школы, офисы: всюду происходит тотальная уборка. Всё должно сиять!

26 декабря исчезают все упоминания о Рождестве: приходит Новый год, который приносит новые украшения. Если вы оказались в Японии в это время года, не удивляйтесь, увидев большие бамбуковые и сосновые композиции у каждого входа в дома и магазины. Это кадомацу — особые атрибуты, выставленные для того, чтобы привлечь благосклонность богов в предстоящем году.

Также принято вешать на двери казари-шим (священный канат).

В гостиной выставляют рисовый пирог кагами мочи (или моти), украшенный сверху мандарином.

Рис для кагами мочи перемалывается особым способом, с использованием огромного молота:

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от @sakana.no.hone

 

Последние дни декабря посвящены приготовлению рисового пирога, а также всех других угощений, которые будут на столе в первые три дня нового года. Согласно обычаю, в это время нужно забыть о всех хлопотах и заботах, даже о кулинарии. Заранее приготовленные продукты (осечи риори) являются синонимами процветания. Например, корень лотоса. Он напоминает о будде, сидящем в цветке лотоса, а многочисленные отверстия в корне этого растения символизируют открытые пути, проложенные в будущее. Длинные усы и заворачивающиеся колечком спинки креветок ассоциируются с пожеланием долгой жизни. Корень лопуха означает стабильность. Стоит заметить, что в наши дни все меньше и меньше японских хозяек находят время для приготовления праздничных блюд, предпочитая  заказывать их в ресторане, супермаркете и даже на телевизионном канале!

Блюда перед подачей укладывают в красивую лакированную коробку на 3-х уровнях.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Japan Rail Pass (@jrailpass)

В канун Нового года, 31 декабря (называемый «омисока») в некоторых деревнях на севере Японии на улицы выходят ряженые. Это местные мужчины, нарядившиеся в костюмы лохматых демонов, Намахагэ. Вооружённые большими ножами, в страшных масках на лицах, они ходят от дома к дому, выкрикивая: «Есть здесь непослушные дети? ». Считается, что Намахагэ благословляют дома, которые посещают, забирая все беды и невзгоды, взамен оставляя удачу и благополучие. Родители по обычаю откупаются от демонов, преподнося Намахагэ вкусное угощение или стаканчик сакэ.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Laetitia (@laetitia.cartomancy)

Традиционная «классическая» новогодняя ночь на большей части Японии обходится без Намахагэ. В небольших городах и деревнях жители отправляются в ближайший храм, на церемонию Джойа-но-кане. Там незадолго до полуночи  колокол звонит ровно 108 раз, утверждая победу над 108 земными соблазнами, о которых учат в буддизме. Удары колокола можно услышать и в Токио в предновогоднюю ночь.

В храмах, где почитают бога огня Тэндзина, зажигают священное пламя, частички которого верующие приносят домой.

Перед праздничным ужином многие японцы отправляются в общественные бани (микро-сэнто). Впервые микро-сэнто появились в японских городах с середины периода Эдо, и с тех пор обычай сохранился. В баню ходят со своими моющими принадлежностями, а иногда ещё с собственным тазиком и табуреткой.

В предновогодний вечер семьи собираются в тёплой атмосфере, вместе просматривают по телевизору песенный турнир «красных и белых» — так переводится название специальной музыкальной программы «Кохаку Ута Гассен», которая транслируется уже более 60 лет. В качестве угощения, на стол подают очень длинную гречневую лапшу тошикоши-соба, символизирующую долголетие. Съесть её необходимо до последней лапшинки, чтобы исключить всякую возможность неудачи в будущем!

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от macmiho (@macmiho)

1 января у почтальонов Японии особая миссия: именно в этот день должны быть доставлены открытки с новогодними пожеланиями. Если учесть, что каждая семья отправляет в среднем от 50 до 100 открыток, миссия может показаться невыполнимой! Однако почтальоны Японии с ней прекрасно справляются.

В первый день наступившего года совершается первый обязательный визит: в Синтоистское святилище или в храм Будды (Хацумодэ). Верующие (и даже не очень религиозные японцы и туристы) делают пожертвования, загадывают желания и приобретают амулеты и талисманы (омамори), которые должны принести удачу в Новом году. Старые обереги церемониально сжигаются в разожжённом у храма костре. Помимо омамори, в храме можно купить предсказания (омикудзи), написанные на бумажных лентах. Если выпали нежелательные омикудзи, то их привязывают к дереву у храма, словно избавляясь от возможных бед в Новом году.

Хацумодэ — удивительный праздник, тёплые воспоминания о котором сохраняются на целый год!

Добавить комментарий