Это случилось очень давно, в конце XVI века в Японии. В то время страна восходящего солнца жила изолированно от всего мира. Территория была разделена на провинции, управляемые феодалами, даймио.
Именно в этот период европейцы активно исследовали новые территории, совершая долгие кругосветные путешествия. Португальские первопроходцы впервые высадились на берегах Японского архипелага в 1579 году, принеся свой язык, религию и… рабов, насильно увезённых из своих домов и проданных на португальские судна на пожизненное услужение.
Одним из этих рабов был африканец Юсуфе. О его происхождении известно немного. Предполагается, что он жил в Мозамбике, а впоследствии стал собственностью высокопоставленного итальянского миссионера иезуита Алессандро Валигнано, первого проповедника христианства на Дальнем Востоке.
Юсуфе оказался первым чернокожим человеком, которого увидели японцы. Их любопытству не было предела, весть о диковинном иностранце распространилась по округе. Собравшаяся толпа выбила дверь в комнату иезуитов, несколько человек даже погибли в давке.
Военачальник и фактический управитель Японии Ода Нобунага заинтересовался европейской культурой и помог иезуитам построить церковь в Киото. Когда Нобунага впервые увидел Юсуфе, он был в высшей степени изумлён. Пред ним предстал человек огромного роста, примерно 190 см, с развитой мускулатурой и чёрный, как смоль. Нобунага не поверил, что существует подобный цвет кожи и даже попросил его раздеться до пояса и стереть сажу.
Наделённый незаурядной физической силой, чернокожий раб проявил блестящие способности к языкам и быстро научился изъясняться на японском. После первой аудиенции военачальника и миссионера, Юсуфе остался во дворце Нобунаги, который дал ему имя Ясуке. Бывшего раба начали обучать военному искусству, наделив его землёй и другим недвижимым имуществом, как надлежало феодалу. Уже через год Ясуке стал почётным самураем — статус, который приобретался по наследству. По замечанию Ода Нобунаги, чернокожему самураю не было равных, по силе он превосходил десятерых воинов. Правитель часто оказывал Ясуке особую честь, приглашая его на обед в свой дворец. Во время боевых сражений их лошади скакали бок о бок.
Период, о котором мы ведём речь, в истории Японии был известен как время междоусобных войн. Ясуке отважно сражался на стороне своего полководца. Однако за чередой побед наступило поражение. Нобунага был предан одним из своих генералов. Его замок был захвачен и сожжён. Чтобы избежать позорной сдачи врагу, Ода Нобунага совершил сеппуку (харакири).
После смерти полководца, Ясуке продолжил битву с врагом на стороне сына Нобунаги, Ода Нобутада. Однако вскоре самурай оказался в плену у предателя-перебежчика Мацухиде Акечи. Когда африканца привели к Акечи, он презрительно назвал самурая «животным, к тому же не японцем», а посему не достойным смерти воина и приказал отправить Ясуке к иезуитам в «храм южных варваров» в Киото.
О дальнейшей судьбе Ясуке ничего не известно.
Хотя иностранный самурай прослужил в Японии совсем недолго, его невероятная история сохранилась в летописях и вдохновила художников и писателей.
«Ясуке, чёрный самурай» — так названа книга Сержа Биле (Serge Bilé), рассказывающая о грандиозной и трагичной судьбе африканского невольника Юсуфе.